В России с каждым годом увеличивается протяженность и количество скоростных коммерческих автомагистралей. Расскажем о нюансах экономных поездок по платным участкам российских дорог.
Какие дороги в России платные
На законодательном уровне принцип эксплуатации автодорог на коммерческой основе в РФ был закреплен президентскими указами 1992 и 1998 годов и законом РФ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 г.
В России за функционирование платных дорог отвечают уполномоченные операторы. Самая большая дорожная инфраструктура находится в ведении государственной компании «Автодор» – официальный сайт avtodor-tr.ru. Компания обслуживает и взимает плату на следующих автодорогах:
- М1 «Беларусь». Магистраль простирается от пересечении Можайского шоссе и МКАД до госграницы с республикой Беларусь, где переходит в белорусскую «Магистраль М1».
- М-3 «Украина» — дорога от Москвы до Брянска.
- М-4 «Дон» — скоростная трасса от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону на Краснодар и до Новороссийска.
- Участок автобана М-11 «Нева» от Солнечногорска до Санкт-Петербурга.
- М-12 «Восток» Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень.
- Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Проходит по территориям Москвы и Московской области.
Другие платные магистрали / участки и операторы
Платные участки | Оператор | Официальный сайт |
Московский скоростной диаметр (МКАД).
«Северный обход Одинцово» — новый выход на МКАД с автодороги М1. |
«Новое качество дорог» | m-road.ru |
Участок М11 «Нева» от МКАД до Солнечногорска | «Северо-Западная концессионная компания» | https://m11-neva.ru/ |
Автодорога Северо-западный диаметр (СЗД) | «Магистраль северной столицы» | nch-spb.com |
Как взимается плата за проезд по платным дорогам
Все коммерческие дороги в России оборудованы рамками / арками контроля для безостановочного проезда транспортных средств (ТС) с транспондером. При пересечении рамки контроля автоматически производится расчет и списание суммы оплаты со счета, привязанного к к ботовому прибору.
Также большинство платных участков оборудованы пунктами взимания платы со шлагбаумом на въезде и / или выезде с платного участка, где нужно остановиться и оплатить проезд.
На магистралях М-12 «Восток» и ЦКАД нет пунктов взимания платы со шлагбаумом. Если водитель не использует T-pass, факт проезда по платной дороге зафиксируется при помощи камер, считывающих номерной знак автомобиля. При этом оператор произведет расчет суммы, которая подлежит самостоятельной оплате. Средства списываются с личного счета, применяющегося для взаимодействия с оператором. Счет можно предварительно пополнить, тогда сумма спишется автоматически или оплатить задолженность в течение 5 дней.
При наличии задолженности водителю вменяется штраф — 1500 рублей для легкового авто и 5000 рублей для грузового ТС. На погашение задолженности дается 20 дней с момента вынесения штрафа.
Оплата за проезд в течение дополнительных 20 дней штрафные санкции автоматически аннулирует. В противном случае потребуется погасить не только задолженность за проезд, но и штраф.
Оплачивать передвижение по коммерческим трассам водители могут несколькими способами.
Вариант оплаты | Пояснение |
Оплата в пункте обслуживания на платном участке | Вариант подходит тем, кто не так часто проводит время в поездках. Оплатить можно наличными или провести платеж банковской картой, переводом по QR-коду через приложение банка, бонусами. |
Оплата при помощи транспондера | Оплачивать с наличием бортового устройства удобно тем, кто регулярно совершает поездки по платным магистралям. Не нужно останавливаться, чтобы оплатить проезд. Пополняя счёт заранее, можно не беспокоиться о неоплаченном проезде, за который может прийти штраф. |
Покупка абонемента на фиксированное число поездок | Применим только для физических лиц, совершающих частые поездки по одному маршруту. Абонемент используется в сочетании T-pass и действует при проезде в любое время суток в рамках оплаченного количества поездок и срока актуальности. |
На каждом платном сегменте, на котором применяется абонементная система оплаты, необходим свой абонемент.
Сколько стоит проезд по платным дорогам
Сумма оплаты за проезд определяется исходя из следующих расчетных параметров:
- тариф;
- категория транспортного средства;
- пройденные километры.
Для каждой платной магистрали операторами установлены экономически обоснованные тарифы для проезда с транспондером и без такового бортового устройства. На некоторых участках с большим трафиком применяются дифференцированные тарифные ставки в зависимости от времени суток и дней недели. С актуальной тарифной сеткой каждого оператора, а также информацией по приобретению или аренде транспондера можно ознакомиться на официальном сайте обслуживающей платную магистраль компании.
Предварительно прикинуть затраты предстоящей поездки по платной дороге водитель может при помощи встроенного онлайн-калькулятора на сайте оператора.
Почему оплачивать транспондером выгоднее
Транспондер — небольшое электронное устройство, работающее от встроенного источника питания. Крепится прибор на лобовом стекле и используется для автоматической оплаты проезда по платным дорогам.
В России разными платными дорогами управляют 4 компании-оператора. Каждая из них предлагает свое бортовое устройство на определенных условиях.
Оператор | Условия |
ООО «Автодор» | В тарифной сетке предусмотрены отдельные ставки T-Pass со скидками для ТС II-III категорий — автобусов, грузовых машин высотой >2.6 метров при проезде с транспондером компании по ЦКАД, платным сегментам М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-3 «Украина». |
«Новое качество дорог» | Проезд в режиме non-stop, скидки до 90% при оплате проезда по транспондеру «Главная дорога» с участием в программах лояльности Оператора. |
«Северо-Западная концессионная компания» | Транспондер М11 М 11:15 58 С мобильным приложением оператора можно легко пополнять баланс, отслеживать поездки. При покупке абонементов для М11 экономия может достигать 55%. |
«Магистраль северной столицы» | Гибкая тарификация проезда с транспондером ЗСД. Экономия за счет более точного учета пройденных километров по платному участку при большом количестве датчиков на магистрали, считывающих бортовое устройство. |
Любой из 4-х вариантов российских транспондеров совместим с системами взимания автоматической оплаты проезда по всем платным магистралям.
Как еще снизить стоимость платного километра
Автомобилистам следует учитывать, что на платных дорогах с большим трафиком действуют дифференцированные тарифные ставки:
- стоимость проезда в дни с понедельника по четверг ниже, чем с пятницы по четверг;
- проезд в ночные часы дешевле, чем днем.
На платных скоростных магистралях имеется несколько полос, и вероятность возникновения пробок практически отсутствует. Добираться в нужный пункт комфортнее и быстрее. Качество покрытия отслеживается оператором, трассы ровные, автомобилю не грозит встреча с разбитым асфальтом. В зимнее время платные трассы своевременно чистят от снега, вероятность угодить в занос небольшая. При проезде с максимально допустимой скоростью экономно расходуется топливо — до 20% меньше.
Можно сэкономить средства, если воспользоваться программой лояльности, предлагаемой операторами — скидки на проезд при выполнении условий. Проезд обойдется дешевле при покупке абонемента.
У российских автомобилистов есть выбор — экономно ездить с комфортом по платным скоростным автомагистралям или пользоваться бесплатными альтернативами, где не везде покрытие надлежащего качества, налажен бытовой сервис и бывают пробки.