Географическое местоположение Казахстана способствует ежегодному росту транзитного трафика на дорогах страны. Соответственно, растет бюджетная нагрузка на поддержание в хорошем состоянии дорожного хозяйства.
С 2013 года в Казахстане поэтапно вводится платный механизм проезда по магистралям общего пользования республиканского значения.
- Список платных дорог в Казахстане
- Платные участки дорог на карте
- Способы оплаты
- Через POS-терминал
- Абонентская плата
- Предоплата
- Тарифы на проезд
- Участок Павлодар — Семей — Калбатау
- У часток Астана—Павлодар
- Участок Астана — Щучинск
- Участок Астана — Темиртау
- Участок Алматы — Конаев
- Участок Алматы — Хоргос
- Участок Конаев — Талдыкорган
- Участок Бейнеу — Акжигит
- Участок Уральск — граница РФ (на Самару)
- Участок Павлодар — граница РФ (на Омск)
- Кокшетау — Петропавловск
- Участок Тайраз — Кайнар
- Участок Шымкент — Кызылорда
- Участок Шымкент — Тараз
- Участок Шымкент — гр. Узбекистана
- Участок Щучинск — Кокшетау
- Участок Уральск — граница РФ (на Саратов)
- Ставки платы за проезд по БАКАД
- Кто освобожден от оплаты за проезд по платным дорогам
- Альтернативные бесплатные маршруты
Список платных дорог в Казахстане
Сеть коммерческих автобанов в Казахстане состоит из дорог различных технических категорий. В 2024 году общая протяженность 17 платных отрезков дорожного хозяйства страны составляет 3221 километр. Оператором сети республиканских коммерческих дорог является компания АО «НК «КазАвтоЖол».
С 4 июля 2023 года Приказом Министерства индустрии и инфраструктурного развития коммерческая основа проезда введена на республиканской дороге «Большая Алматинская Кольцевая автомобильная дорога» (БАКАД). За обслуживание автобана и функционирование системы взимания платы отвечает оператор БАКАД ТОО «BARR Operation and Maintennce».
Платные участки дорог на карте
Казахстан позиционируется как развивающийся транзитный хаб, связывающий Россию, Узбекистан, Китай и другие азиатские страны.
Способы оплаты
В республике Казахстан 24 апреля 2023 года Приказом Министра по инвестициям и развитию внесены изменения в нормативный документ: «Правила взимания платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования республиканского значения (участку)».
Движение по коммерческим магистралям в Республике Казахстан организовано на основании публичного договора между водителем и оператором. Договор вступает в силу в момент въезда транспортного средства (ТС) на платную автодорогу.
Плата за проезд может быть произведена в пункте взимания платы на въезде или выезде (при наличии такового на трассе) или списана автоматически на арках контроля (при наличии денежных средств на лицевом счету или счету государственного регистрационного номерного знака ТС).
В правилах появилась уточняющая поправка в отношении буксировки:
При буксировке по платным участкам одним автотранспортом другого ТС на гибкой и/или жесткой сцепке, оплата списывается за обе транспортные единицы.
Согласно новой редакции, оплата за проезд по платным автодорогам страны может осуществляться несколькими способами:
- Постоплата после выезда с платной автодороги.
- Посредством абонемента с ежемесячной или годовой оплатой.
- Предоплата.
Через POS-терминал
Оплатить проезд при выезде с автодороги можно в пункте обслуживания, если таковой имеется на трассе. В противном случае водителю отводится 7 календарных дней для проведения платежной транзакции. Если проезд остается не оплаченным, фиксируется факт нарушения. На 8 день материалы о нарушении попадают в органы транспортного контроля для начисления штрафа.
Абонентская плата
Способ оплаты, актуальный для местного автотранспорта. Операторы предоставляют владельцам ТС возможность приобрести абонемент, соответствующий грузоподъемности и типу автотранспортного средства.
Для применения способа абонентской платы водителю следует обратиться в пункт обслуживания соответствующего оператора, чтобы зарегистрироваться в системе. А затем приобрести абонемент и установить RFID-метку — бортовое устройство радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification). При себе необходимо иметь паспорт и свидетельство о регистрации ТС.
Фиксируется поездка по абонементу автоматически при проезде под арками контроля на трассе при помощи бортового прибора аутентификации (RFID-метки) .
Абонемент строго привязан к платному участку выбранному водителем ТС для проезда. Действие абонемента не привязано к границе области, через которую проходит коммерческая магистраль.
Предоплата
С помощью доступных платежных систем (PayWay, Kaspy.kz, Ю кошелек, kassa 24 и других) водителю следует пополнить клиентский счет заблаговременно. При проезде под арками контроля оплата автоматически списывается со счета. Аутентификация происходит при помощи установленной на лобовом стекле ТС RFID-метки.
В правилах предусмотрены штрафные санкции при наличии задолженности.
Должник привлекается к административной ответственности. Согласно статье 628 КоАП РК, штраф для частных владельцев составляет 5 МРП, для юридических лиц — 10 МРП.
Тарифы на проезд
Оплата за проезд осуществляется в национальной валюте — тенге. Конечная стоимость поездки по платным магистралям рассчитывается исходя из установленных зональных тарифов, километража, категории ТС.
Участок Павлодар — Семей — Калбатау
Участок Астана—Павлодар
Участок Астана — Щучинск
Участок Астана — Темиртау
Участок Алматы — Конаев
Участок Алматы — Хоргос
Участок Конаев — Талдыкорган
Участок Бейнеу — Акжигит
Участок Уральск — граница РФ (на Самару)
Участок Павлодар — граница РФ (на Омск)
Кокшетау — Петропавловск
Участок Тайраз — Кайнар
Участок Шымкент — Кызылорда
Участок Шымкент — Тараз
Участок Шымкент — гр. Узбекистана
Участок Щучинск — Кокшетау
Участок Уральск — граница РФ (на Саратов)
Ставки платы за проезд по БАКАД
Тарифные ставки и абонентская плата рассчитываются исходя из месячного расчетного параметра (МРП). В 2024 году МРП проиндексирован, его значение составляет 3.692 тенге.
Кто освобожден от оплаты за проезд по платным дорогам
Согласно Закона N 245 от 17.07.2001 «Об автомобильных дорогах республики Казахстан» в действующей редакции, от уплаты за проезд по коммерческим магистралям освобождены следующие категории ТС:
- Спец. автотранспорт при выполнении служебных заданий — экипажи скорой помощи, аварийно-спасательных служб, правоохранительных организаций и транспортного контроля, транспорт ВС РК и других воинских формирований.
- Автотранспорт оператора и концессионера, непосредственно осуществляющий техническое обслуживание и содержание платных отрезков дорог в стране.
- Автобусы пригородных и междугородных маршрутов общественного транспорта, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки между населенными пунктами, прилегающими к платным дорогам.
- Грузовой, сельскохозяйственный и мелиоративный транспорт в пределах отрезков между ближайшими транспортными развязками, в целях объезда водоемов и железных дорог.
- Легковые ТС любых лиц, зарегистрированных на территории районов, прилегающих к платным магистралям при перемещении в пределах района регистрации.
- Легковые авто ветеранов ВОВ.
Альтернативные бесплатные маршруты
В Казахстане постепенно реализуется курс перевода транзитных участков автодорог на самосодержание. Реконструируемые дороги II и III технических категорий республиканского значения ежегодно переводятся на коммерческую основу проезда. К 2025 году по планам Министерства транспорта платной основой будет охвачено 11 000 километров.
«Мы на это берем займы. А возвращаем за счет платности дорог. Значительная часть поступлений идет именно с международных участков трасс. Это платят иностранные машины, которые транзитом пользуются нашими дорогами», — пояснили в Министерстве.
Бесплатных альтернативных дорог в стране в хорошем техническом состоянии нет, и их строительство не планируется по причине серьезной нагрузки на бюджет.
В Министерстве в отношении местных автоперевозчиков отмечают:
«… если в близлежащем районе платной дороги человек проживает, то номер машины вводится в общую базу, платность за месяц составляет всего 1 тыс. тенге. Для большегрузных машин существует система абонентской платы.»
Платные магистральные участки дают возможность быстро преодолевать расстояния между городами и населенными пунктами. Все водители, проезжающие по таким участкам дорог, за малым исключением, должны это оплачивать. Чтобы не было трудностей, следует изучить варианты и использовать удобный для себя.