Россияне активно пользуются мобильной связью, не задумываясь о статусе выбранного оператора, услугами которого пользуются. Согласно данных статистики, в России наблюдается рост аудитории абонентов у виртуальных операторов.
К текущему году число пользователей MVNO связи превысило 12 млн.
Расскажем об особенностях виртуальных операторов сотовой связи, работающих в России.
Что такое виртуальный оператор (MVNO)
Сочетанием Mobile virtual network operator (MVNO) принято называть компанию, которая занимается оказанием услуг мобильной связи, используя арендованные мощности базовых станций хост-провайдеров.
В России базовой инфраструктурой обладают операторы большой 4-ки — МТС, Мегафон, билайн и Теле2
Какие виртуальные мобильные операторы существуют в России
С 2014 года на рынок сотовой связи вышло множество виртуальных операторов, целевую аудиторию которых формально можно классифицировать как:
- общий массовый охват;
- нишевые проекты — для туристов, пассажиров метрополитена и бизнес структур, банковских клиентов и другие. При этом банкам, телекоммуникационным, транспортным и другим компаниям, не нужно получать лицензии связи и строить базовые станции. Всю необходимую базовую инфраструктуру, техническое оборудование полностью или частично они арендуют у хост–провайдера (Mobile Network Operator). MVNO разрабатывают тарифные планы и оказывают услуги под собственным брендом и могут работать только совместно с хост-провайдером.
Существует классификация виртуальных операторов в зависимости от арендуемого оборудования. MVNO подразделяются на типы.
Тип виртуального проекта | Особенности |
Full MVNO | У хост-партнера арендуются исключительно вышки. Все остальное техническое оборудование закупается самостоятельно. Компании могут предлагать дополнительные сервисы, выпускать собственные SIM-карты, разрабатывать тарифные планы, а также обслуживать сеть с помощью собственного центра коммутации. В их компетенции заключение собственных национальных и международных роуминговых и межоператорских соглашений. |
Medium MVNO | У хост-провайдера арендуются вышки, а также часть необходимого оборудования. Компании занимаются не только продажей услуг хост-оператора под своим брендом, но берут на себя обслуживание абонентов и биллинг. |
Light MVNO | Полная аренда инфраструктуры и других технических средств. Компания специализируется только на продажах и продвижении услуг базового оператора под собственной маркой. |
На каких вышках сотовой связи работают МВНО
Проекты виртуальной связи различных бизнес-структур — выгодное сотрудничество для арендующих оборудование компаний и сотовых провайдеров, владеющих инфраструктурой. Объединение основного бизнес-направления с услугами мобильной коммуникации позволяет компаниям снизить расходы на связь и повышает уровень лояльности клиентов. Хост-операторы таким образом расширяют аудиторию пользователей мобильной связи и получают доход от аренды инфраструктуры.
Каждый представитель российской большой 4-ки имеет в своем портфеле услуг арендные отношения с рядом виртуальных операторов.
На вышках ТЕЛЕ2
Благодаря внедрению собственной платформы MVNE (Mobile Virtual Network Enabler) хост-провайдер сумел на базе своей сети в течение последних лет осуществить 20 коммерческих запусков MVNO. Самые известные проекты:
- СберМобайл;
- Тинькофф Мобайл;
- ВТБ Мобайл;
- Ростелеком Мобайл;
- ГПБ Мобайл;
- ТТК Мобайл.
На вышках МТС
Крупнейший и старейший в России мобильный оператор предпочитает сотрудничать с телекоммуникационными компаниями, выступая сам в отдельных регионах как виртуальный оператор, предоставляя услуги спутникового, кабельного телевидения и домашнего интернета под своим брендом. Но опыт предоставления своих мощностей для мобильной связи другим компаниям есть. Самый удачный и долговременный проект — МГТС Мобайл.
На вышках Мегафона
По схеме MVNO на базе инфраструктуры Мегафон работает популярный в России оператор YOTA. Под брендом Wifire Mobile телекоммуникационная компания NetByNet предоставляет услуги мобильного интернет в сетях 4G на территориях Москвы, Санкт-Петербурга и в ближайших к столице регионах. По модели MVNO сотрудничает с Мегафон компания Гарс Телеком, обеспечивая мобильной связью корпоративный и гостиничный сектор.
На вышках билайн
Компания Вымпелком, оказывающая услуги связи под брендом билайн, также пытается развивать MVNO партнерство. Относительно успешным опытом сотрудничества эксперты называют MVNO проект с компанией «Сим телеком», созданной для предоставления услуг мобильной связи мигрантам из СНГ.
Интернет-операторы
Интернет-операторы — это посредники между поставщиками глобальной сети и конечными потребителями.
Круг обязанностей компаний, специализирующихся на предоставлении доступа в интернет, следующий:
- техническое обеспечение для клиентов проводной или беспроводной/мобильной связи, включая первоначальное подключение и настройку;
- техническое сопровождение своего участка связи со всемирной сетью;
- расчетные операции с абонентами за предоставляемые услуги.
Интернет-операторы классифицируются по видам предоставляемого доступа в глобальную сеть.
Вид технологии интернет-связи | Услуги оператора интернет |
ADSL, Ethernet, FTTB | Предоставление широкополосного доступа к глобальной сети |
Коммутируемый доступ (dial-up) | Обеспечение связи с использованием модема |
Wi-Fi технологии | Применение Wi-Fi-роутеров |
Спутниковый интернет | Доступ в сеть через спутник |
Интернет-операторы имеют возможность предоставлять доступ в сеть конечным пользователям, оплачивая поставщикам интернета аренду.
Поставщики интернет — это магистральные провайдеры, создающие и обеспечивающие работоспособность магистралей и организации, ответственные за функционирование всемирной сети
Согласно различным опросам и отзывам абонентов, в лидирующую 10-ку интернет-операторов России входят компании Ростелеком, Эр Телеком (дом.ру), МТС, Вымпелком (билайн), ТТК, Мегафон, Теле2 и другие.
Плюсы и минусы
Виртуальные операторы привлекают потенциальных абонентов рядом преимуществ:
- Более выгодные тарифы по стоимости и набору услуг в сравнении с крупными сотовыми компаниями.
- Гибкая и персонализированная тарифная политика, с возможностью настроить набор услуг под свои нужны.
- В предложениях MNVO операторов превалируют тарифные планы для целевых аудиторий — клиентов банка, пассажиров общественного транспорта, постояльцев гостиничного комплекса, туристов и т.п.
- MNVO-операторы охотно заключают роуминговые соглашения с другими операторами, что позволяет их абонентам оставаться подключенными в любом месте.
- Виртуальные операторы предлагают своим абонентам инновационные услуги в рамках своих специализаций — программы лояльности для подключившихся к фирменной мобильной связи клиентов.
При внушительном позитивном перечне в пользу выбора виртуального оператора, потенциальные абоненты обращают внимание и на недостатки:
- возможные проблемы качеством связи;
- скорость передачи данных по сети может быть ниже, чем у основного оператора;
- не исключены ограничения использования сети при больших нагрузках;
- выбор тарифных планов ограниченный;
- за роуминг может взиматься дополнительная оплата;
- проблемы с подключением в отдаленных районах.
Виртуальные операторы становятся хорошей альтернативой операторам большой 4-ки для многих пользователей, не желающих тратить большие суммы на связь.